Отряд «Суть времени» (eot_dnr) wrote,
Отряд «Суть времени»
eot_dnr

Памяти замечательного кинорежиссера Владимира Яковлевича Венгерова


Кадр из фильма «Балтийское небо».

11 января 1920 года родился советский кинорежиссер, киносценарист, Народный артист РСФСР Владимир Яковлевич Венгеров, известный в первую очередь фильмами «Кортик» (1954) и «Два капитана» (1955), самый популярный фильм 1956 года.





Владимр Яковлевич закончил режиссерский факультет ВГИКа в 1943 году. Учеба проходила в условиях эвакуации в Алма-Ате, куда, наряду с известным ВУЗом, эвакуировались также «Мосфильм» и «Ленфильм». Он учился у знаменитых мастеров кино Сергея Эйзенштейна и Григория Козинцева.

В апреле 1944 ему предложили работу на «Ленфильме», и Венгеров переезжает в Ленинград, где уже в 1945 году ассистирует Фридриху Эрмлеру в съемках фильма о Сталинградской битве «Великий перелом», получившему Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале.

В послевоенном Ленинграде работают братья Васильевы, Козинцев и Трауберг, Ромм. Венгеров продолжает работать в группе Фридриха Эрмлера, лауреата четырех Сталинских премий.
В 1954 году Венгеров в соавторстве с Михаилом Швейцером снимает свой первый самостоятельный фильм «Кортик», по известной повести Анатолия Рыбакова. Режиссер не думал о работе в детском кино, однако сложившаяся в то время катастрофическая ситуация с лентами для детей («Союздетфильм» только реорганизовывался в киностудию им. Горького), позволила ему проявить себя в самостоятельной работе.

Следующий фильм, «Два капитана», снятый в 1955 году по известному роману Вениамина Каверина, становится, как сказали бы сейчас, «культовым». В 1956 году его посмотрело 32 миллиона зрителей. Знаменитая фраза из фильма «Бороться и искать, найти и не сдаваться» становится девизом целого поколения.

Г. Козинцев пишет о фильме: «Здесь добро и зло отличимы в героях сразу же, с их первого появления, немедленно. Добро и зло изображены ярким цветом. И в этом нет ничего худого. В картине есть и юношеские мечты, и первая любовь — все то истинно прекрасное в жизни, что мы так редко видели до сих пор на экране. И вот все это появляется, возникает, волнует до глубины души, и я уверен, что зритель с восторгом поверит, что мечты должны сбываться, а первая любовь должна стать единственной на всю жизнь».

Венгеров не останавливается на детском и юношеском кино. Он переходит к военной тематике. В 1961 году он снимает ленту о блокадном городе-герое Ленинграде — «Балтийское небо». В том же 1961 году ее посмотрело более 70 миллионов зрителей. В этом фильме Венгеров также открывает миру драматический талант Людмилы Гурченко, снимавшейся до этого лишь в музыкальных комедиях.

В 1960-е годы Венгеров возглавляет Третье творческое объединение «Ленфильма».

В 1962 году он снимает «Порожний рейс», а в 1965 ленту «Рабочий посёлок», которая считается его лучшим фильмом. История послевоенного восстановления страны, судеб обычных людей. По словам Венгерова, он «ставил картину о рабочем классе, чтобы соскоблить скучную коросту с этого понятия».

Далее, Венгеров снимает менее известные фильмы: в ленте «Живой труп» он обращается к классике, взяв за основу пьесу Льва Толстого; «Карпухин», снятый по советской прозе; «Строговы» — лента о быте дореволюционной Сибири, за которую ему в 1976 году звание присваивают народного артиста РСФСР. Последней лентой Венгерова стал «Обрыв» по роману Гончарова. Больше он кино не снимал.

15 ноября 1997 года, в результате долгой и тяжелой болезни, Владимир Яковлевич Венгеров скончался в своей квартире в Санкт-Петербурге.
Группа отряда «Суть времени»

Tags: Венгеров, ДНР, Донбасс, Донецк, Отряд "Суть времени", Советское кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments